Государственной Думой рассматривается проект федерального закона по унификации правил нацрежима закупок 223 и 44-ФЗ и предоставления преференций для отечественной продукции

9 февраля 2024

Государственной Думой рассматривается проект изменений в федеральный закон о госзакуках в целях дальнейшего упрощения процессов и процедур при закупках отечественной продукции по № 44-ФЗ, № 223-ФЗ.
Действующее регулирование, устанавливающее запрет, ограничение и преимущество (условия допуска), предусмотренное положениями статьи 14 Закона № 44-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов, носит громоздкий характер, поскольку сопровождается как минимум девятью подзаконными нормативными правовыми актами, которые предусматривают различный порядок их реализации заказчиками, содержат не менее семи перечней товаров, в отношении которых они применяются, а также устанавливают разные механизмы подтверждения страны происхождения товара.
В свою очередь, Законопроект предусматривает существенную оптимизацию применения запрета, ограничения и преимущества в целях обеспечения максимальной возможности заключения договора (контракта) с поставщиком, предлагающим к поставке товар российского происхождения, с российским лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги).
В целях унификации и обеспечения стабильного правового регулирования предлагается установить единый порядок реализации запрета, ограничения, преимущества при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и при исполнении договора (контракта) непосредственно Законом № 44-ФЗ, а также ввести соответствующие положения в Закон № 223-ФЗ.
В отношении принимаемой Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей ограничение закупки товара, происходящего
из иностранного государства, предлагается предусмотреть непосредственно в Законе № 223-ФЗ и Законе № 44-ФЗ положения о недопущении:
  • заключения договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, в случае, если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара российского происхождения (так называемый механизм "второй лишний");
  • замены при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор (контракт) при его заключении предусматривал поставку товара российского происхождения.
Аналогичные по существу положения проектируются в отношении меры, устанавливающей ограничение закупки работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом.
. В отношении принимаемой Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей преимущество товару российского происхождения, предлагается в Законе № 223-ФЗ и Законе № 44-ФЗ предусмотреть, что для цели рассмотрения (оценки) предложений участников закупки осуществляется условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключить договор или контракт) на 15% ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения, что позволит улучшить положение такого участника закупки при присвоении порядковых номеров заявкам на участие в закупке и повысить вероятность его победы. При этом предусматривается, что в случае его победы договор (контракт) будет заключаться по цене, предложенной таким участником без учета указанного снижения (увеличения).
В целях дополнительной поддержки российских товаропроизводителей, осуществляющих при производстве соответствующего товара на территории Российской Федерации большее количество технологических операций, в законопроект включены положения, наделяющие Правительство Российской Федерации полномочиями установить случаи, при которых заявка, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, будет приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, если также подана заявка, соответствующая установленным заказчиком требованиям и содержащая предложение о поставке товара российского происхождения с более высоким уровнем локализации производства.