Координатор проекта «Выбирай свое» Сергей Морозов принял участие в обсуждении законодательной и государственной поддержки индустрии детских товаров в России
Сегодня каждый из нас так или иначе сталкивается с этим понятием. И зачастую перед прилавком в том же «Детском мире» мы задаем себе вопрос, какой товар безопаснее, качественнее, надёжнее.Безусловно необходимо отметить определенные позитивные сдвиги в развитии российского производства детских товаров, достигнутые за последние годы, одвременно, обращаю внимание на сохранение в течение многих лет системных недостатков, ограничений и нерешенных проблем в сфере законодательного обеспечения поддержки индустрии детских товаров, непосредственно влияющих на обеспечение доступности и качества продукции для детей и недостаточности выделяемых бюджетных средств.
Сергей Морозов, Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, Первый заместитель председателя Комитета по региональной политике и местному самоуправлению
- включить в план по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год принятие федерального закона «О государственной поддержке индустрии детских товаров Российской Федерации», разработанный Рабочей группой Комитета Государственной Думы по защите, вопросам семьи отцовства, материнства и детства;
- разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами Российской Федерации план мероприятий по развитию индустрии детских товаров на 2025 – 2030 годы, гарантирующий выделение необходимого объема и определение источников финансирования;
- комплексно рассмотреть вопрос снижения налоговой нагрузки на предприятия индустрии, в том числе, расширения перечня товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в части «выпавших» товарных категорий: мебели, посуды и аксессуаров для вскармливания, детской спортивной обуви, школьно-письменных принадлежностей и материалов для художественного творчества детей;
- провести анализ и индексацию норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» и национальных проектов «Образование» и «Демография»;
- проработать возможные механизмы обеспечения потребительского спроса на отечественные товары для детей при реализации мер социальной поддержки семей, имеющих детей, включая имущественные меры, с установлением нормативов обеспечения при реализации мер социальной поддержки семей, имеющих детей, на основе обобщения и тиражирования лучших региональных практик;
- исключить детские товары из Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза»;
- принять меры по облегчению допуска российской продукции для детей, учебного оборудования и средств обучения к государственным и муниципальным закупкам, закупкам компаний с государственным участием;
- провести анализ эффективности механизма реализации контроля (надзора) за соблюдением продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке детских товаров средствами идентификации, а также к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом таких товаров. Принять меры, направленные на повышение безопасности и качества товаров для детей, включая мероприятия, направленные на предотвращение производства и распространения контрафактных товаров, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- предусмотреть осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований, предусмотренных в отношении продукции для детей, в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ, а также сформировать перечень продукции для детей с повышенной категорией риска.
- провести мониторинг состояния основных фондов и технологического уровня предприятий индустрии детских товаров и выработать эффективную модель по обеспечению технологического суверенитета по критически важным технологиям и компонентам, с учетом разнообразия условий деятельности отраслей индустрии. Подготовить и внести необходимые изменения в нормативные правовые акты, включая разработку комплекса мер поддержки создания и развития быстрорастущих технологических компаний-лидеров, включая развитие межотраслевой и межрегиональной кластеризации;
- проработать меры поддержки на создание, распространение и использование цифровых технологий, автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов и связанных с ними продуктов и услуг, включая льготное заёмное финансирование, выдаваемое Фондом развития промышленности, на целевую закупку оборудования для цифровой маркировки товаров на продукцию для детей;
- актуализировать план по импортозамещению в индустрии детских товаров, с приоритетом на отрасли с долей рынка 10 (десять) процентов и менее;
- разработать меры субсидирования российских производителей товаров для детей, использующих образы героев произведений отечественной детской литературы и мультипликационных фильмов, в том числе по субсидированию части расходов на развитие производства таких товаров, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15 августа 2023 г. № Пр-1593;
- нормативно определить понятие категории «товары первой необходимости для детей» и установить критерии отнесения продукции к данной категории, с учетом территориальных и иных отраслевых особенностей. Проработать вопросы расширения применения нормативов финансирования производителей товаров первой необходимости в доступной ценовой категории в приоритетном порядке;
- определить перечень мер по стимулированию разработки и производства детских игр и игрушек, в том числе способствующих формированию у детей сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды, с доведением до отечественных производителей указанной продукции;
- совместно с Минэкономразвития России начать процедуры внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011);
- включить в сферу регулирования соответствующего технического регламента мягкие игровые элементы, в том числе элементы наполнения «сухих бассейнов», используемых в помещениях для пребывания детей, с разработкой стандартов.
- обеспечить инструментами стандартизации идентификацию детских товаров – классификацию и терминологию, размерные и иные характеристики, а также разработку и внесение изменений в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2) в части индустрии детских товаров, который позволит однозначно идентифицировать продукцию для детей;
- совместно с Минэкономразвития России поддержать вовлечение субъектов Российской Федерации в стимулирование промышленного развития отрасли и поддержку реализации региональных планов («дорожных карт»), с софинансированием из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности детских товаров.
- дополнить национальный проект «Образование» показателями, характеризующими реализацию мер, направленных на снижение импортозависимости от зарубежного учебного оборудования и средств обучения, включая разработку и внедрение стандартов оснащения средствами обучения и воспитания образовательных организаций всех уровней;
- совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить рекомендации по формированию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ всех уровней, включая приоритетность разработки для начального школьного образования и среднего профессионального образования;
- с учетом мониторинга потребностей в средствах обучения и воспитания государственных (муниципальных) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (в том числе реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы), определить механизмы обновления содержания перечней на постоянной основе и закрепить их нормативно. При обновлении указанных перечней особое внимание уделить наименованиям средств обучения и их гармонизации с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) и Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ);
- провести изучение практики использования субъектами Российской Федерации рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования и провести доработку по итогам изучения;
- совместно с Росстандартом, на основе анализа практики применения стандартов, а также Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), в конкурсной документации в сфере закупок товаров для детей, учебного оборудования и средств обучения для государственных и муниципальных нужд, доработать нормативную базу их фактического применения;
- совместно с Минпромторгом России, Росстандартом, Роспотребнадзором разработать, актуализировать и начать внедрение стандартов оснащения средствами обучения и воспитания для образовательных организаций всех уровней;
- совместно с Минтрудом России, Минпромторгом России, сформировать единые нормативы обеспечения обучающихся из многодетных семей общеобразовательных организаций одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения, в соответствии с Указом президента РФ от 23 января 2024 г. N 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»;
- включить игры и игрушки, способствующие формированию у детей различных возрастных категорий сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды, в Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов для реализации образовательных программ дошкольного воспитания;
- включить тематики разработки игровых средств обучения и воспитания, способствующих формированию у детей сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды, в тематику конкурсов, проводимых Минпросвещения России на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», а также иных тематических конкурсов.
- в целях расширения практики привлечения профессиональных экспертных организаций и отечественных производителей к информированию образовательных организаций о средствах обучения и воспитания, предусмотреть при проведении всероссийских мероприятий, съездов, совещаний с участием педагогического сообщества, организацию сопутствующих мероприятий обсуждения оснащения образовательной инфраструктуры и экспозиций производителей средств обучения и воспитания.
- провести мониторинг региональных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, предусматривающих имущественные меры поддержки, включая обеспечение школьной формой и комплектом «Подарок для новорожденного», «Подарок первокласснику» (в том числе, посредством выпуска специальных карт);
- совместно с Минэкономразвития России, Минпромторгом России провести оценку эффективности данных мер и представить к тиражированию на федеральном и региональном уровне лучших практик в этой сфере.
- обеспечить научно-методическое обоснование создания детских игр и игрушек, способствующих формированию у детей различных возрастных категорий сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, в том числе в области пожарной безопасности, безопасности на водных объектах;
- подготовить предложения совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров «АИДТ» по участию отечественных производителей детских игр и игрушек, способствующих формированию у детей сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды, в выставочных мероприятиях, проводимых силовыми ведомствами.
- на основе мониторинга эффективности мероприятий, предусмотренных пилотными региональными программами развития промышленности в Республике Башкортостан и Нижегородской области, рассмотреть возможность разработки и реализации региональных планов для создания благоприятных условий развития отечественной индустрии товаров для детей, с учетом имеющихся в субъектах Российской Федерации планов, количества производителей детских товаров и особенностей социально-экономического развития;
- внедрять в деятельность своих систем промышленности лучшие региональные практики повышения доли отечественной промышленности для детства.
- обеспечить экспертное сопровождение предложенных мер, привлечение отечественных производителей в их обсуждение и реализацию;
- продолжить мониторинг, сбор аналитических и экспертных материалов, проведение общественной (отраслевой) экспертизы, с предоставлением ежегодного Доклада в адрес Комитета Государственной Думы по защите, вопросам семьи отцовства, материнства и детства и соисполнителей плана мероприятий («дорожной карты») по развитию индустрии детских товаров.
- ускорить принятие Государственной Думой проекта федерального закона «О государственной поддержке развития индустрии детских товаров Российской Федерации»;
- подготовить предложения по расширению перечня товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и внести его установленным порядком.