Координатор проекта «Выбирай свое» Сергей Морозов принял участие в обсуждении законодательной и государственной поддержки индустрии детских товаров в России


19 февраля 2024

Представители Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, производителей детских товаров, общественных и некоммерческих организаций обсудили вопросы, связанные с законодательным обеспечением поддержки индустрии детских товаров в Российской Федерации, предложения, направленные на совершенствование и улучшение качества и безопасности детских товаров.

Сегодня каждый из нас так или иначе сталкивается с этим понятием. И зачастую перед прилавком в том же «Детском мире» мы задаем себе вопрос, какой товар безопаснее, качественнее, надёжнее.Безусловно необходимо отметить определенные позитивные сдвиги в развитии российского производства детских товаров, достигнутые за последние годы, одвременно, обращаю внимание на сохранение в течение многих лет системных недостатков, ограничений и нерешенных проблем в сфере законодательного обеспечения поддержки индустрии детских товаров, непосредственно влияющих на обеспечение доступности и качества продукции для детей и недостаточности выделяемых бюджетных средств.

Сергей Морозов, Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, Первый заместитель председателя Комитета по региональной политике и местному самоуправлению


В ходе мероприятия Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерина Приезжева доложила о текущем состоянии отрасли.
Так объем рынка товаров для детей в 2022 году составил более 1 триллиона 035 млрд руб, в 2021 году – 974,5 млрд руб., в 2020 году– 832 млрд руб., 2019 год - 843,4 млрд руб.; 2018 год - 812,2 млрд руб.). Порядка 750 млрд руб. приходится на города с населением от 10 тыс. чел.  По итогам 2023 года ожидается рост не более 3%, связанный с инфляционным ростом.
Объем российского производства товаров для детей в 2022 году составил - 279,5 млрд руб. (в 2021 году - 235,4 млрд руб., в 2020 г. - 228,3 млрд руб., 2019 год-241,2 млрд. руб.; 2018 год - 223,9 млрд руб.). Отечественные производители занимают долю рынка чуть более 30 % (в 2020 г. – 27, 4%). Плановое значение доли российских товаров для детей на внутреннем рынке на 2023 год составляет - 34 %, на 2024 год - 35 %.

Количество участников, занятых производством и торговлей детскими товарами, составляет более 150 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, при этом порядка 100 тысяч организаций осуществляют торговлю на маркетплейсе Валдберриз.
Так в соответствии с данные представителей ФНС, юридических лиц, ведущих деятельность в 2022 году в сфере производства, оптовой и розничной торговли играми и игрушками составила 1614 организаций, из них производителей (код ОКВЭД 32.4) – 563 организации, организаций оптовой торговли (код ОКВЭД 46.49.42) – 615 организаций, торговля розничная играми и игрушками в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.65) – 436 организации.

Так по данным АИДТ на 1-ом месте в структуре продаж находится одежда и обувь - 34,1%, игрушки - 20,5%, товары для малышей - 17,8%, канцелярия, школьно-письменные принадлежности и и творчество - 10,1%. Порядка 60% продукции для детей, игр и игрушек реализуется через каналы дистанционной торговли, при этом 45% рынка занимают три игрока – Детский мир, Валдберриз, Озон.

В 2022 году мировые продажи игрушек достигли 106,2 миллиарда долларов.
Объем российского рынка игр и игрушек в 2022 году составил 200,1 млрд. рублей (в 2021 году 198 млрд. рублей, в 2020 году 189 183,7 млн. руб., в 2019 году 176 299,8 млн. руб.), что составляет 20,5% рынка детских товаров, их которых доля отечественных производителей составляет не более 10%. На долю 100 организаций, приходится более 50% продаж игр и игрушек, при этом в двух розничных каналах продаж она составляет порядка 40% (Детский мир и Валдберриз). Рынок игрушек отличает диспропорция продаж ключевых игроков, так на долю 10 ведущих производственных предприятий полного промышленного цикла приходится порядка 11 млрд. рублей, тогда как выручка трех глобальных производителей игрушек составила в 2021 году более 33,5 млрд. рублей (в 2022 году – 10,5 млрд руб.), выручка десяти лидеров в сфере дистрибуции и оптовой торговли составила в 2022 году порядка 30 млрд. рублей.

Сергей Морозов обратил внимание на высокую разрозненность ведомственного регулирования отрасли между Минпромторгом России, Минцифры России (детские издательства), Минсельхозом России (детское питание), Роспотребнадзор, Росстандарт, Росаккредитация, а так же существенные упущения в подходах к реализации Мипнромторгом Плана мероприятий по импортозамещению в индустрии детских товаров и предложил провести мониторинг состояния основных фондов и технологического уровня предприятий в этой отрасли, подготовить и внести необходимые изменения в нормативные правовые акты, включая разработку комплекса мер поддержки создания и развития быстрорастущих технологических компаний-лидеров, включая развитие их межотраслевой и межрегиональной кластеризации, а так же актуализировать план по импортозамещению в индустрии детских товаров.

По итогам мероприятия будет сформирован проект резолюции и рекомендации для государственных органов.
В целях суверенного развития индустрии для детства, обеспечения материального благополучия семей с детьми, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:
  • включить в план по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год принятие федерального закона «О государственной поддержке индустрии детских товаров Российской Федерации», разработанный Рабочей группой Комитета Государственной Думы по защите, вопросам семьи отцовства, материнства и детства;
  • разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами Российской Федерации план мероприятий по развитию индустрии детских товаров на 2025 – 2030 годы, гарантирующий выделение необходимого объема и определение источников финансирования;
  • комплексно рассмотреть вопрос снижения налоговой нагрузки на предприятия индустрии, в том числе, расширения перечня товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в части «выпавших» товарных категорий: мебели, посуды и аксессуаров для вскармливания, детской спортивной обуви, школьно-письменных принадлежностей и материалов для художественного творчества детей;
  • провести анализ и индексацию норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» и национальных проектов «Образование» и «Демография»;
  • проработать возможные механизмы обеспечения потребительского спроса на отечественные товары для детей при реализации мер социальной поддержки семей, имеющих детей, включая имущественные меры, с установлением нормативов обеспечения при реализации мер социальной поддержки семей, имеющих детей, на основе обобщения и тиражирования лучших региональных практик;
  • исключить детские товары из Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза»;
  • принять меры по облегчению допуска российской продукции для детей, учебного оборудования и средств обучения к государственным и муниципальным закупкам, закупкам компаний с государственным участием;
  • провести анализ эффективности механизма реализации контроля (надзора) за соблюдением продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке детских товаров средствами идентификации, а также к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом таких товаров. Принять меры, направленные на повышение безопасности и качества товаров для детей, включая мероприятия, направленные на предотвращение производства и распространения контрафактных товаров, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • предусмотреть осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований, предусмотренных в отношении продукции для детей, в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ, а также сформировать перечень продукции для детей с повышенной категорией риска.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
  • провести мониторинг состояния основных фондов и технологического уровня предприятий индустрии детских товаров и выработать эффективную модель по обеспечению технологического суверенитета по критически важным технологиям и компонентам, с учетом разнообразия условий деятельности отраслей индустрии. Подготовить и внести необходимые изменения в нормативные правовые акты, включая разработку комплекса мер поддержки создания и развития быстрорастущих технологических компаний-лидеров, включая развитие межотраслевой и межрегиональной кластеризации;
  • проработать меры поддержки на создание, распространение и использование цифровых технологий, автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов и связанных с ними продуктов и услуг, включая льготное заёмное финансирование, выдаваемое Фондом развития промышленности, на целевую закупку оборудования для цифровой маркировки товаров на продукцию для детей;
  • актуализировать план по импортозамещению в индустрии детских товаров, с приоритетом на отрасли с долей рынка 10 (десять) процентов и менее;
  • разработать меры субсидирования российских производителей товаров для детей, использующих образы героев произведений отечественной детской литературы и мультипликационных фильмов, в том числе по субсидированию части расходов на развитие производства таких товаров, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15 августа 2023 г. № Пр-1593;
  • нормативно определить понятие категории «товары первой необходимости для детей» и установить критерии отнесения продукции к данной категории, с учетом территориальных и иных отраслевых особенностей. Проработать вопросы расширения применения нормативов финансирования производителей товаров первой необходимости в доступной ценовой категории в приоритетном порядке;
  • определить перечень мер по стимулированию разработки и производства детских игр и игрушек, в том числе способствующих формированию у детей сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды, с доведением до отечественных производителей указанной продукции;
  • совместно с Минэкономразвития России начать процедуры внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011);
  • включить в сферу регулирования соответствующего технического регламента мягкие игровые элементы, в том числе элементы наполнения «сухих бассейнов», используемых в помещениях для пребывания детей, с разработкой стандартов.
  • обеспечить инструментами стандартизации идентификацию детских товаров – классификацию и терминологию, размерные и иные характеристики, а также разработку и внесение изменений в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2) в части индустрии детских товаров, который позволит однозначно идентифицировать продукцию для детей;
  • совместно с Минэкономразвития России поддержать вовлечение субъектов Российской Федерации в стимулирование промышленного развития отрасли и поддержку реализации региональных планов («дорожных карт»), с софинансированием из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности детских товаров.

3. Министерству просвещения Российской Федерации:
  • дополнить национальный проект «Образование» показателями, характеризующими реализацию мер, направленных на снижение импортозависимости от зарубежного учебного оборудования и средств обучения, включая разработку и внедрение стандартов оснащения средствами обучения и воспитания образовательных организаций всех уровней;
  • совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить рекомендации по формированию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ всех уровней, включая приоритетность разработки для начального школьного образования и среднего профессионального образования;
  • с учетом мониторинга потребностей в средствах обучения и воспитания государственных (муниципальных) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (в том числе реализующих исключительно адаптированные общеобразовательные программы), определить механизмы обновления содержания перечней на постоянной основе и закрепить их нормативно. При обновлении указанных перечней особое внимание уделить наименованиям средств обучения и их гармонизации с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) и Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ);
  • провести изучение практики использования субъектами Российской Федерации рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования и провести доработку по итогам изучения;
  • совместно с Росстандартом, на основе анализа практики применения стандартов, а также Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), в конкурсной документации в сфере закупок товаров для детей, учебного оборудования и средств обучения для государственных и муниципальных нужд, доработать нормативную базу их фактического применения;
  • совместно с Минпромторгом России, Росстандартом, Роспотребнадзором разработать, актуализировать и начать внедрение стандартов оснащения средствами обучения и воспитания для образовательных организаций всех уровней;
  • совместно с Минтрудом России, Минпромторгом России, сформировать единые нормативы обеспечения обучающихся из многодетных семей общеобразовательных организаций одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения, в соответствии с Указом президента РФ от 23 января 2024 г. N 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»;
  • включить игры и игрушки, способствующие формированию у детей различных возрастных категорий сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды, в Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов для реализации образовательных программ дошкольного воспитания;
  • включить тематики разработки игровых средств обучения и воспитания, способствующих формированию у детей сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды, в тематику конкурсов, проводимых Минпросвещения России на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», а также иных тематических конкурсов.
  • в целях расширения практики привлечения профессиональных экспертных организаций и отечественных производителей к информированию образовательных организаций о средствах обучения и воспитания, предусмотреть при проведении всероссийских мероприятий, съездов, совещаний с участием педагогического сообщества, организацию сопутствующих мероприятий обсуждения оснащения образовательной инфраструктуры и экспозиций производителей средств обучения и воспитания.

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
  • провести мониторинг региональных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, предусматривающих имущественные меры поддержки, включая обеспечение школьной формой и комплектом «Подарок для новорожденного», «Подарок первокласснику» (в том числе, посредством выпуска специальных карт);
  • совместно с Минэкономразвития России, Минпромторгом России провести оценку эффективности данных мер и представить к тиражированию на федеральном и региональном уровне лучших практик в этой сфере.

5. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
  • обеспечить научно-методическое обоснование создания детских игр и игрушек, способствующих формированию у детей различных возрастных категорий сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, в том числе в области пожарной безопасности, безопасности на водных объектах;
  • подготовить предложения совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров «АИДТ» по участию отечественных производителей детских игр и игрушек, способствующих формированию у детей сознательного отношения к личной безопасности и осмотрительного отношения к потенциально опасным факторам окружающей среды, в выставочных мероприятиях, проводимых силовыми ведомствами.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
  • на основе мониторинга эффективности мероприятий, предусмотренных пилотными региональными программами развития промышленности в Республике Башкортостан и Нижегородской области, рассмотреть возможность разработки и реализации региональных планов для создания благоприятных условий развития отечественной индустрии товаров для детей, с учетом имеющихся в субъектах Российской Федерации планов, количества производителей детских товаров и особенностей социально-экономического развития;
  • внедрять в деятельность своих систем промышленности лучшие региональные практики повышения доли отечественной промышленности для детства.

7. Ассоциации предприятий индустрии детских товаров «АИДТ»:
  • обеспечить экспертное сопровождение предложенных мер, привлечение отечественных производителей в их обсуждение и реализацию;
  • продолжить мониторинг, сбор аналитических и экспертных материалов, проведение общественной (отраслевой) экспертизы, с предоставлением ежегодного Доклада в адрес Комитета Государственной Думы по защите, вопросам семьи отцовства, материнства и детства и соисполнителей плана мероприятий («дорожной карты») по развитию индустрии детских товаров.

8. Комитету Государственной Думы по защите, вопросам семьи отцовства, материнства и детства:
  • ускорить принятие Государственной Думой проекта федерального закона «О государственной поддержке развития индустрии детских товаров Российской Федерации»;
  • подготовить предложения по расширению перечня товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и внести его установленным порядком.

Справочно: С апреля 2022 года всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» реализует федеральный партийный проект по импортозамещению и индустриализации «Выбирай свое», направленный на обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации и развитие отечественных промышленных производств по двадцати отраслям. Координатор партпроекта – заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Сергей Морозов, Председатель Общественного совета партпроекта –генеральный директор госкорпорации «Ростех Сергей Чемезов, Координатор Комиссии «Создавай Российское» – депутат Государственной Думы Сергей Соловьев, Председатель Центра поддержки и мониторинга промышленности партпроекта – Сергей Бабурин.