Президент утвердил Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации» и Указ «О стратегических целях и задачах развития Российского научного фонда на период до 2030 года»


28 февраля 2024

Президент России Владимир Владимирович Путин утвердил Указы «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «О стратегических целях и задачах развития Российского научного фонда на период до 2030 года».
В стратегии определены роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации и определении её положения в мире, цели, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития страны, устанавливаются направления госполитики в этой области и меры, порядок мониторинга реализации стратегии и др.
Целью научно-технологического развития РФ является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных проектов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Для достижения этих целей должна быть сформирована эффективная система взаимодействия науки, технологий и производства, необходимо повысить восприимчивость экономики и общества к новым технологиям, развивать наукоемкое предпринимательство.
Помимо этого, согласно утвержденной стратегии, в РФ будет создана инфраструктура и условия для проведения научных исследований и разработок, а также сформирована эффективная система управления в области науки, технологий и производства. Также будет вестись работа по выявлению и воспитанию талантливой молодежи, сохранению и развитию интеллектуального потенциала науки, повышению престижа профессии ученого и инженера.
В Указе отмечаются следующие негативные тенденции:
  • несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях;
  • низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также «разомкнутость» единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий;
  • концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны;
  • следование глобальным технологическим трендам без комплексного учёта текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.
Указанные проблемы создают риски отставания России от стран – мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение её независимости и национальной безопасности.
Среди наиболее значимых для научно-технологического развития вызовов перечислены исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования экономики данных, ускоренного развития и внедрения технологий искусственного интеллекта во всех отраслях экономики и социальной сферы и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих передовыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов; демографический переход, обусловленный снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, изменением образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам.

В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоёмкие технологии и обеспечивающие, в частности, переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.

Среди приоритетов также указаны переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям сбережения здоровья, повышение уровня связанности территории Российской Федерации путём создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, переход к развитию «природоподобных» технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный оборот ресурсов.

В стратегии говорится и об ускоренном развитии научно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства, с государствами – участниками СНГ (с учётом возможностей и особенностей каждой страны) и дружественными иностранными государствами, прежде всего в рамках БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, при сохранении открытости для взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, а также достижения научно-технологического лидерства в рамках этих объединений и организаций.

Необходимы скоординированные меры поддержки, обеспечивающие выход российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивное участие России в разработке технологических стандартов и научно-образовательных форматов, способствующих повышению её роли в формировании новых рынков.

В федеральных органах исполнительной власти нужно определить заместителей руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации – заместителей высших должностных лиц, ответственных за научно-технологическое развитие.
До 2030 года и в дальнейшей перспективе в рамках реализации стратегии планируются:
  • перестройка системы управления в области науки, технологий и технологического предпринимательства в условиях мобилизационного режима, обусловленного долгосрочным характером политических, экономических и технологических санкций;
  • учёт прогноза научно-технологического развития при принятии управленческих решений в области науки, технологий и технологического предпринимательства, обеспечение согласованности стратегического планирования в данной области и бюджетного процесса;
  • переход к новой системе подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоёмких секторов экономики;
  • ускоренная разработка импортонезависимых технологий, освоение и локализация известных иностранных технологий в целях обеспечения устойчивого развития здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса, энергетики, ключевых отраслей промышленности, сферы безопасности, культуры, образования, социальной сферы, замещение устаревших технологий и стабильное увеличение экспорта отечественных наукоёмких технологий и продукции;
  • опережающая разработка принципиально новых научно-технологических решений, в том числе основанных на «природоподобных» технологиях и обеспечивающих конкурентоспособность и развитие российской экономики в стратегической перспективе.
Финансовое обеспечение реализации стратегии осуществляется за счёт средств бюджетов бюджетной системы РФ и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2% валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных.
Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок.
Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться в том числе по следующим показателям:
  • доля молодых учёных (исследователей) в общей численности учёных;
  • объём налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведённой с использованием отечественных наукоёмких технологий;
  • соотношение объёма реализации отечественной наукоёмкой продукции и объёма закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств (в том числе без согласия правообладателей);
  • доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте;
  • прирост объёма внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах.

Согласно Указу №146 деятельность Российского научного фонда будет направлена на достижение трех стратегических целей:
  • увеличение числа его грантополучателей при сохранении качества поддержанных программ и проектов
  • выявление и поддержку прорывных исследований и формирование передовых исследовательских коллективов в различных областях науки, в том числе проводящих междисциплинарные исследования
  • реализацию программ и проектов полного научно-технологического цикла для внедрения в отечественную экономику наукоемких технологий

Указ 145 от 28.02.2024

Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации

Скачать

Указ 146 от 28.02.2024

Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 146 "О стратегических целях и задачах развития Российского научного фонда на период до 2030 года"

Скачать


Справочно: с апреля 2022 года